История паркета

История паркета очень длинная. Она берет начало с древних времен, когда люди стали выкладывать пол простыми деревянными бревнами. Древесина легко поддавалась обработке. Конечно, среди пород древесины были редкие по своим качествам, следовательно, дорогостоящие и элитарные сорта. Если сосна или дуб годились для простого настила из бревен или "кирпичей", то породы типа клена, ясеня, яблони, ольхи (не говоря уже о ценных сортах красного, черного дерева) требовали более изысканной обработки. Из редких сортов дерева стали изготовлять изящные паркетные плитки.

Само слово "паркет" имеет благородное французское происхождение. Однако в средние века во Франции им обозначали небольшой парк, немного спустя - предназначенную для аудиенций часть зала, покрытую ковром. Ковры постепенно исчезли, а название закрепилось за настилами из деревянных планок и распространилось за пределами Франции. В европейских барочных замках, выполненных в стиле рококо, паркетные полы стали частью интерьера, так же искусно выполненной, как настенные гобелены, лепные потолки, изящная резная мебель. Начиная с XVI в. полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название "в елочку", а сам пол назывался "косящатым". Клепки, как правило, укладывали на грубораспиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны. Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.Европейский паркет XVII века можно сравнить с искусством ковра или мозаики: прихотливый орнамент вручную выкладывался из деревянных плиток различных оттенков либо инкрустировался в цельную деревянную основу. Такой паркет получил название "художественный". В России паркетные полы были нововведением Петра I, который привез целый цех краснодеревщиков с Запада, в частности, из Германии. До того времени пол в русских соборах, богатых домах и общественных зданиях выстилали деревянными досками или укладывали дубовыми кирпичами. Их клали на известковую основу, а между деталями кладки заливали известь, смешанную со смолой. В Храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве времен Ивана Грозного был именно такой дубовый пол. Вскоре исконно русское искусство резьбы по дереву нашло применение в изготовлении модных на Западе паркетных плиток, и полы в русских постройках, начиная со времен Петра, приобрели иной, художественный, вид. Лучшие русские резчики по дереву и металлу в ту пору работали в Оружейной палате московского Кремля. В 1711 г. Петр I издал указ о закрытии мастерских Оружейной палаты, а резчиков направил на строительные работы по возведению северной столицы. Новшество, примененное в укладке полов петербургских зданий, вскоре было подхвачено московскими градостроителями. Во дворце московской усадьбы Останкино, Китайском дворце г. Ломоносова сохранились памятники паркетного искусства XVIII века. Архивные документы свидетельствуют, что из "столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и десять столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да их охтинских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакинского для устройства штучных полов для Зимнего дворца" (ЦГИА С. Петербурга, фонд 470, опись 209/643, дело № 38. 1761г.)Для дворцовых паркетных в 1749г. было прислано из Астраханской губернии 26 косяков и 64 креста дубового леса, которые хранили в запасном Смольном дворе вместе с косяками грушевого дерева, кизилового карагача, чинары, самшита, ясеня и буковых кряжей - об этом мы узнаем из истории Царского села, выпущенной в свет в 1827г. Весь перечисленный запас древесины в 1750 г. был отправлен в Царское село и послужил материалом для первых наборных паркетов. В дальнейшем ассортимент деревьев, употребляемых для паркета увеличился, и наряду с местными породами стали все более широко применять редкие и дорогостоящие сорта привозных "заморских" деревьев, среди которых были якаранда, жикитоба, чефраз.В XIX веке знаменитые образцы художественного паркета выкладываются в Государственном Русском музее и Зимнем дворце. И в этом же столетии искусство художественного паркета переживает свой закат. К последней четверти века существует изрядное количество фабрик, специализирующихся на массовом производстве паркета. Так, в Петербурге было целых три фабрики, изготовлявшие паркет. В Москве - восемь. Постепенно количество фабрик увеличивалось, и расширялась их география. В 1914 году паркет в России изготавливали уже на 85 предприятиях. Именно это время и следует считать началом применения паркета в жилищном строительстве. В XX веке фабричный паркет находит широкое применение в строительстве жилых домов, художественный же практически полностью исчезает примерно до середины столетия. Мастера художественного паркета работают над реставрацией памятников искусства, а работы по созданию нового паркета возрождаются только в связи со строительством московских "сталинских" высоток.Сейчас, в самом начале ХХI века, несмотря на развитие науки и техники, можно сомневаться - все ли технологические тайны старых мастеров-паркетчиков удалось восстановить. Можно сказать, что благодаря буквально нескольким мастерам-рестовраторам искусство художественного паркета в нашей стране сохранилось до наших дней. Правда технология со временем изменяется, детали орнамента и рисунка сегодня вырезаются уже не вручную, а на станках и даже с применением лазера и компьютера, появилось много машин, облегчающих труд. Ее использование способствует увеличению точности вырезания деталей, но есть и контраргументы: многие считают, что лазер повреждает древесину. Фабричный паркет изготовляется из недорогостоящих пород древесины, таких как ель, сосна, дуб, и укладывается "в елочку", "палубным" настилом или "вьетнамкой" ("плетенкой"). По краю, чтобы сгладить неровности, обычно делается бордюр, а сверху паркет покрывается лаком или натирается мастикой.По способу изготовления паркет можно классифицировать следующим образом:

  1. Штучный или планочный паркет - собирается из отдельных паркетных планок. Планки в свою очередь могут быть массивными (сделанными из цельного куска древесины) или многослойными (композитными). Штучный паркет дифференцируют по типу распила:
    - радиальный;
    - тангенциальный;
    - смешанный.
    Тангкнциаотный штучный паркет
     
    Стандартный штучный паркет
     
    Тангенциальный штучный паркет Стандартный штучный паркет

       И по качеству планок:
     
    • радиальный - паркет высшего сорта из древесины радиального распила, допускается 25-30% «мрамора»( воплощение гармонии и благородства);
    • эксквизит - паркет высшего сорта, отобранный по цвету древесины, радиального и тангециального распила ( сочетание мягкости радиального и причудливости тангециального рисунков);
    • натур – паркет высшего сорта с небольшими отклонениями по цвету радиального и тангециального распила (живая графика);
    • маркант- паркет радиального и тангециального распила. Допускается наличие глазков и отклонения по цвету (все многообразие фактур и цветовых оттенков)
    • рустик - паркет 1 категории смешанного распила, допускающей светлые и темные сучки диаметром до 5 мм, трещины усушки, и существенные отклонения по цвету.
  2. Наборный, мозаичный, или щитковый - на основе щитков, которые собираются из мелких паркетных планок. Наборный способ применяется только в художественном паркете, им выкладывается на щитах замысловатый орнамент. Наборный паркет создают двумя способами: выкладывают орнамент из отдельных деталей наподобие мозаики (собственно наборный способ) или вставляют в паркет, выполненный из основной породы, декоративные элементы, причем как деревянные, так и не деревянные, а выполненные из других материалов (инкрустация). В особых случаях пользуются резьбой по деревянной поверхности паркета.
  3. Щитовой - отдельные планки закрепляют на основание, что позволяет разнообразить рисунок и в то же время сэкономить время при укладке. Сборка щитового паркета происходит в два этапа. В первую очередь закрепляются щиты с элементами орнамента. Все остальное (фон и несложный рисунок) укрепляются на месте. Спустя несколько дней после сборки, в течение которых паркет должен отлежаться и закрепиться, его циклюют, шлифуют и покрывают лаком. Особого внимания требуют кромки, уходящие под плинтуса. Их нужно обработать так, чтобы туда не попадала вода.
  4. Паркетная доска - наиболее простой способ паркетного покрытия. Представляет собой конструкцию из нескольких слоев древесины (в качестве основы используется сосна, для верхнего слоя - ценные породы). Паркетная доска предлагается к реализации уже в готовом виде - отшлифованная и покрытая лаком, что значительно уменьшает затраты при ее укладке.

Эксплуатация паркета требует затрат на поддержание его внешнего вида, особенно если это художественный паркет. Оптимальный уровень влажности в помещении не должен превышать или быть ниже 50-70%, температуры +18+22 С. В качестве материала паркетчиками используются почти все известные сорта деревьев: береза, орех, сосна, лиственница, клен, дуб, бук, граб, ясень, вяз, вишня, груша, яблоня, ольха, можжевельник, карагач, кизил; бразильские породы - якандр (разновидность палисандра), жикитба (шелковица), цебра, чефраз; африканские - дуссия, ироко, сапели, акаджо, венге; ценные и дорогостоящие - черное эбеновое дерево, палисандр, амарант, желтое и красное сандаловое дерево, табачное дерево, лимонное, или померанцевое, карагач атласное, или сатиновое дерево, пальмогут, оливковое, железное, фернебуковое, тисс, чинара, белый и красный кипарис, туя, литьтерн, красный магон, самшит, сахандр и др.. Некоторые фирмы, предлагающие услуги по настилу художественного паркета, рекламируют товар из африканских или других заморских пород и утверждают, что "по прочности и твердости они превосходят дуб, а уникальная цветовая гамма и микроструктура древесины делают этот паркет привлекательным для самых искушенных эстетов". К тому же, некоторые из этих пород (такие как дуссие), у себя на родине считаются священными. Изделия из них используют в качестве оберегов. По поверьям, эти деревья еще умеют лечить.Эфирные масла, содержащиеся в древесине, создают в помещении чудодейственную ауру. По такому паркету советуют чаще ходить босиком. Есть примеры, когда при помощи подобной терапии люди избавлялись от недугов. Разработка и изготовление художественного паркета на российском рынке производства паркета - достижение 1990-х годов. В эти годы появился ряд крупных фирм, предлагающих разработку нового паркетного полотна или создание копии существующего исторического образца художественного паркета. Но существует и другая точка зрения: художественный паркет принадлежит дворцам навсегда ушедшей от нас эпохи, он - неотъемлемая часть интерьера, разработанного знаменитыми архитекторами. В последнее время на отечественном рынке сильно расширился выбор импортного паркетного материала. Однако в России есть заводы, которые производят паркет из отечественного сырья (в Краснодарском крае, в Адыгее, в Кировской и Калужской обл.). У них есть своя история, свои традиции, свой опыт. Импортный или отечественный, бытовой или художественный, паркет сегодня - это модно, красиво, комфортно и экологически чисто(!). Паркет — один из самых дорогих материалов для напольных покрытий, технология его укладки гораздо сложнее, чем, например, линолеума или ковролина, он требует более тщательного ухода при эксплуатации. Именно эти особенности являются сдерживающими факторами для многих россиян, которые из всех возможных видов покрытия отдали бы предпочтение паркету. Производством различных видов паркета занимается в России более 100 предприятий из числа крупных и средних. Общий объем производства всех видов паркета по крупным и средним предприятиям в 2000 г. составил по данным Госкомстата РФ около 2 млн. кв. м (что на 14,5% меньше предыдущего года).Итак, штучный паркет представляет собой деревянные планки("клепки") с габаритными размерами: длина от 200 до 450 мм, ширина от 40 до 70 мм, толщина от 14 до 22 мм (наиболее распространенные - 15 и 22 мм). Штучный паркет изготавливается из массива ценных пород древесины; на боковых и торцевых гранях, как правило, имеются шипы и пазы для лучшей связки паркетных планок между собой при их сборке. Долговечность штучного паркета определяется толщиной "рабочего" слоя (расстояние от лицевой поверхности паркетной планки до шипов). Например, у паркета толщиной 15 мм "рабочий" слой составляет 8 мм, и соответственно, срок его эксплуатации составляет около 50 лет. К преимуществам штучного паркета, кроме его массивности (однородности строения) и долговечности, относится также широкий выбор вариантов его укладки: простых ("ёлочки", "разбежки", "квадраты" и т.д.) и художественных ("звезды", "бордюры", "ромбы", "плетенки" и т.д.).